(351) 248-98-15
 369632808
sms
 

Кайтовые гонки на "Black Sea Cup". Отчет Владимира Захарова

Версия для печати
13.10.2009

Image Самолёт оставляет позади пока ещё тёплое черноморское побережье, нехитрый воздушный завтрак употреблён по назначению - самое время начать приводить в порядок мысли, болтающиеся в голове после первых в России полноценных соревнований по кайтовым гонкам. 


Попробую поподробнее изложить тут то, что мне самому бы захотелось узнать, если бы я не оказался участником этого действа - может кому и интересно будет глянуть одним глазком.
Традиционно у нас принято начинать с организации и судейства

 

Организация 

Не берусь оценивать работу людей, всё это мероприятие для нас организовавших - понятно что в нынешних не очень простых условиях, работа организаторов была намного сложнее, чем в предыдущие пару-тройку лет.
И никаких заезжих звёзд эстрады и девочек, прилетевших на закрытие соревнований самолётом из Москвы вручать гавайские гирлянды, в этот раз не случилось. Ну да может оно и к лучшему - шоубизнеса было меньше, а простой чёткой спортивной работы, пожалуй, больше. 
И уже сам тот факт, что вся спортивная программа и в кайтовой и в серфовой части ВSC была проведена в полном объёме, с весьма приличным количеством участников, уже заслуживает всяческого уважения.
Как говорится - не будем всуе поминать, но всё-таки: многие продвинутые по философии товарищи считают одним из главных критериев оценки правильности работы и помыслов организаторов, факт благоволения высших сил, посылающих ветер организаторам правильным, и насылающих безветрие на всяких прочих косячников :-)



Ну а с ветром в этот раз было всё шоколадно!


Шоубизнес - конечно забавное приложение к любому мероприятию, но многих участников в первую очередь всё же интересует качество проведения самих соревнований, уровень и квалификация судей и правильность, чёткость и оперативность их работы.
Ведь даже если ты особо не претендуешь на призовые места, всё равно, скажем, неправильно записанный твой финиш, не во время установленная дистанция, обернувшаяся длительным ожиданием старта, или какой другой судейский косяк, может сильно подпортить настроение и впечатление от соревнований.
С этой стороны в этот раз всё было на весьма неплохом уровне. Воздержимся от более восторженных оценок, хотя вполне можно применить и их.
Алексей Ражев, главный судья этих соревнований, всю свою работу выполнял чётко, очень квалифицированно и в полном соответствии с графиками и регламентами.
Особенно мне понравилось его поведение в один из гоночных дней, когда ветер ослабел, но условие ветрового минимума всё же выполнялось - средняя сила ветра чуть более 5-ти м.с держалась практически постоянно.
Формально - можно было давать старты. Но в этом случае преимущество нескольких гонщиков, имеющих в своём распоряжение 19-20-ти метровые парафойлы, перед остальной массой балонных кайтов, было бы просто абсолютным! Они и при более сильном ветре оставляли мало шансов.
Алексей отложил старты до усиления ветра, которое прогноз обещал к вечеру. К счастью и вышеназванные владельцы "суперматрасов" на провакационный "вопрос из зала" , а не будут ли они сильно недовольны откладыванием гонок, ответили отрицательно.
Приятно всё-таки, когда люди в первую очередь ценят процесс а не предопределённый результат! :-)

Я уже несколько раз "делал рекламу" Лёшке, но ей богу, в этот раз он заслужил её как никогда. Думаю, что это не только моё мнение.



Как оно всё было

Если коротко, то откатали 2 дня по 4 гонки в день при ветрах 12-15 м.с.
И в один день, с переменным ветром 5-9 м. с., удалось откатать 3 гонки. Между ними было ещё пару дней пляжного ожидания ветра.
11 гонок заставилии участников поработать очень прилично. Гонки есть гонки, и праздно катающиеся друзья иногда бывали просто в шоке : "Как вы умудряетесь постоянно летать по этому чопу с такими скоростями!!!? Я попробовал пройти между двумя знаками - чуть ноги не отвалились!!"



Участники

Постоянно стартовавших и финишировавших участников более 20-ти человек. Всего заявилось около 40-ка, но остальные не смогли участвовать из-за того что програма курс-рейса проходила одновременно с фристайлом и пришлось делать выбор. Но несложно представить возможное количество участников в следующем подобном мероприятии, в котором вопроса выбора между дисциплинами стоять не будет-интерес в народе есть!
Многие участники с большим опытом гонок по снегу, наконец- то в полной мере освоившиеся и на воде.
Полноценный женский зачёт - тоже приятная неожиданность.



Дистанция - неплохая идея!

Две петли. Старт в галфвинд, который временами оказывался практически полным бейдевиндом, расстояние до первого знака- километра полтора.
Первый знак сдвоенный, метров 50 между ними, дабы избежать свалки на огибании.
Проход обратно в стартовый створ галфвиндом- бакштагом (вот тут иногда скоростенка случалась весьма ужастная).
После этого принимался промежуточный финиш, и тем кто не мог или не хотел продолжать дальше идти гонку против ветра, этот результат считался как полноценный финиш, разумеется после всех тех кто прошел полную дистанцию. Ну чтобы новичкам не Н.Ф (не финиш) в итоговом протоколе получать, а какие-никакие очки, дающие право бороться за места, хоть и во 2-й десятке.
Вторая петля - честная лавировка.
Километр- полтора до верхнего знака и полный фордевинд (по ветру) обратно.
После первого дня судьи решили, что кайтеры на полных курсах смотрятся не очень гармонично (падения случались у всех, даже у лидеров) и заменили фордевинд двумя более острыми скоростными галсами - с одной стороны гонка стала более скоростной и динамичной, с другой стороны пропала интрига "упадет-не упадет", "полнее-острее" на полном курсе. Спорное решение.



Что было интересно

Много всего... Вообще - море новой информации.
Небольшая глубина лимана позволяла стартовать "по-зимнему", стоя по колено в воде на стартовой линии. Часть народа сочли такой метод старта "не пацанским" и стартовали, как и положено на воде, с хода, следя за стартовой процедурой по часам.

Прохождение скоростных участков на высоких скоростях по мелкой короткой волне - пожалуй что так быстро по воде никогда не ездил. Скорость ограничивалась только выносливостью ног, но никак не качествами кайтов.

Естественно - лавировка на воде. Появились ответы на многие непонятные раньше вопросы, о том какие кайты и какие доски будут давать реальные преимущества при разных условиях.



Какие кайты

В сильные ветра гоняли на очень разношерстных крыльях.
Тут и "С-ки" старенькие были, и прочие представители мира балонных.
Площади -7-10 м.кв.
Там пока определяющее значение имело безошибочное прохождение дистанции, отсутствие падений, стабильность и ширина ветрового диапазона кайта, помогавшие в этом, а вся аэродинамика кайта была не столь определяющей.
Хотя кайты-балонники с высоким удлинением имели заметное преимущество перед "фристайльными подушками с удлиннением 2" - как кто-то обозвал мою Кахуну-9.5.
Жаль что ни у кого не оказалось маленьких Спидиков (Спид-2-3 от Флайсюрфера) было бы очень интересно сравнить.
Думаю что тут о конкретных моделях говорить особого смысла пока нет,. Т.к среди множества всех кайтов на рынке могут оказаться весьма достойные аппараты, которые не были представлены в этот раз - это дело гонок, тэстов и сравнений.

По слабым ветрам - подавляющее превосходство Флайсюрферовских "Спидов". 
3-я модель после недавней презентации в Испании, уже успела дойти до наших краёв, и против 19-го "Спид-3 Сильвера" в умелых руках, особенно при ветрах 5-7 м.с шансов нет практически ни у каких других аппаратов.
Простите за такую категоричность, но если кто желает с этим поспорить- возьмите ваш любимый кайт, выйдите на дистанцию и докажите это там!

Очень интересно было наблюдать за абсолютно новой ветвью развития нашего "Параависа".
Новый клапанный парафойл для воды в площади 20 квадратов показывал вполне неплохие лайт винд- характеристики, кое-по-каким качествам может быть даже и лучше чем немецкие "Сильверы" (пожалуйста, ногами не пинать, пианист играет только то что видит в нотах :-) ), но в общем кайт требует ещё очень серьёзной доработки, да и цена законченного серийного образца вряд ли будет очень сильно отличаться от того же "Сильвера" (2.2 килоеврика), уж очень там много всего наворочено (дискуссии о ценообразовании на рынке кайтов тоже вести не хочу).

В одну из гонок, при ветре 12-15 м.с. я, ради интереса, взял балонничек 13.5 м.кв. ("Кахуна" от "Бэст").
Не скажу что используемой до этого девятки было мало - вполне хватало. Просто было интересно- а каковО оно на воде с жестоким передозом. Оказалось что - кАкаво! :-) 
Прогресс в кайтах конечно огромный, и особых проблемм у меня с тринашкой не возникло - полный сброс тяги некоторых современных аппаратов при планке от себя позволяет выжить и дойти до берега практически в любой ветер. Я даже вполне неплохо проехал эту гонку, 5-м, по-моему.
Но вывод был сделан совершенно однозначный - на воде таскать передоз никакого смысла нет.
Ни лавировочные углы это не улучшает, ни скорость и полноту курсов по ветру.
Эт вам не зима, когда пара остроотточенных кантов мертвой хваткой вгрызаются в лед, переводя всю избыточную дурь кайта в нужные параметры.
На воде упереться особо не во что, и правильно подобранная площадь крыла, дающая массимальный комфорт, как это не непривычно уму зимних гонщиков, повышает шансы на хороший результат.
Были даже ситуации, когда 8ки выигрывали у 12-ти, с учётом того что 12-ти особо много не было.



Доски

А вот тут всё очень интересно!
Именно в этом месте будут, наверное, в недалёком будущем все самые интересные технологические прорывы.
Вы без труда можете найти в интернете на чём гоняют курс-рейс за рубежом.
Это направленные директ-доски, длиной до 2 м, с широкой, практически прямоугольной кормой, и с 2-4-мя весьма длинными плавниками, угол установки которых относительно днища сильно отличается от 90 гр. Нечто среднее между плавниками и подводными крыльями.
Беда ролько в том, что в России такие доскии пока ещё очень малодоступны.
Производят их серийно, вроде бы пока что 2 фирмы, а всё остальное - творчество кастом-ателье по весьма заоблачным ценам.
На анапском лимане можно было наблюлать и серийную буржуйскую продукцию и ручную работу наших мастеров, но ни одну из этих досок на воде в гонке увидеть пока не удалось....

...Говорят, что они намного эффективнее твинтипов любых размеров при любых ветрах...
... говорят что они имеют значительно более высокие скорости, особенно на тех злополучных полных курсах, на которых нынче рушились почти все...
...говорят, что гонщики "за бугром" уже на одной пяточке крутят оверштаг, проходя повороты на лавировке на этих аппаратах без потери высоты, скорости и не сходя с глиссирования...

Но в этот раз на воде в гонках, всилу разных причин, были пока что только твинтипы разных мастей.
Хотя опять же говорят, что один товарищ с Украины освоил магию глиссирующего оверштага, и привозит там своим сородичам на такой "кайт-формуле" по пол-дистанции.
Было бы очень интересно если бы и наши ведущие российские "доскоделы" (ау! Меня слышно? :-) ) освоили производство этих чудо-аппаратов, ибо рукодельничать своими руками или тратить ещё и мегабабки на закупку буржуйских "кастомов" чё-то особо не тянет, особенно учитывая тот факт, что для простого, не гоночного катания, я лично предпочту маленькую и комфортненькую дощечку-твинтип, длинной 1.3-1.4 м.

Вроде бы есть ещё и второе направление развития досок для гонок - на большом твинтипе, ровно между ног, к днищу крепится один длинный плавник (около 40см) и, говорят, что такой чудо-дивайс уделает на лавировке кого хошш!
Но серьёзный ахтунг у пилотов таких "кайт-RSX-ов" случается на полных курсах.
Опять же ходють слухи что за бугром уже ведутся испытания таких прототипов с убирающимися плавниками и дополнительными ножными петлями в корме для полных курсов., 

Ну а у нас пока что было очень всё просто - чем длиннее и шире "дверь" под ногами - тем круче на финише выглядит перец, едущий на ней.

Моя малюсенькая трёхгодовалая 154х39 ни в какое сравнение не шла с дверцами от холодильников 164х44 и 154х...не помню уже точно...46, что-ли , на ногах у первой тройки.
Загиб днища и жесткость тоже вроде бы не последнюю роль там играют - по безветрию пацаны, естественно, занялись любимым делом и мерялись досками весьма ожесточённо, сравнивая все эти параметры.
Самое смешное, что дверцу 164х44 от "Spleen", победитель соревнований ярославец Игорь Лезинов не менял даже в предельные ветра, имея при этом весьма ощутимые плюсы на лавировке и совсем не проигрывая по ходам на бакштагах.
Говорил, что и ноги эта фанера особо не перегружает - правильно подобранная произволителями жесткость доски.
Думаю, что перец, рискнувший пойти в гонки на супердвери 175х50, и не поломавший при этом коленки на пиковых перегрузках, стал бы самым крутым перцем, хотя многие братья с этим предположением были не согласны.
Вобщем- всевозможные эксперименты с досками это будущее кайтового курс-рейса. Мне бы лично очень хотелось попробовать гоночные кайт-директы, благо и опыт катания на им подобных досках "конца прошлого века" имеется весьма неплохой.



Ну а теперь о грустном...

Впечатления от вего произошедшего, несмотря на все косяки с недостающей матчастью, я бы всё равно оценил на 5 с плюсом.
Интересная дистанция, сильный ветер, грамотное судейство, весьма позитивные соперники, с которыми и на берегу очень интересно общаться.
Но...
Пробуем заглянуть в ближайшее будущее. Ну, скажем, следующие майские на той же Должанке - идеи витают в кулуарах.
Что, к примеру, мне, ну или любому другому пареньку, приехавшему не просто пивка с корешами попить, но ещё и гоночки погонять, нужно, чтобы участвовать там не просто в плане потусоваться, а ещё и максимум удовольствия от борьбы получить???
Ведь даже если мы не говорим о призовых местах, то чёрт побери, всё равно просто по человечески обидно обогнуть в первой тройке знак номер 1, а на лавировку уйти на 10-15 градусов полнее пятерки лидеров, прекрасно понимая что в данном случае причиной является не недостаток мастерства, а недостаток матчасти....
Можно и жёсче сформулировать - недостаток денег ...
Начинаем загибать пальцы, считая всё необходимое для успешной борьбы в кайт курс-рейсе в его нынешнем формате (точно считать всё лениво, интересующиеся сами смогут):

- Спид 2 или 3 , в площади 19 м кв на слабые ветра - это пока без вариантов.
Более сотки килорубликов.

- Спид-15м.кв, либо подобный ему по эффективности высокотехнологичный (читай -не дешевый) балонник для ветров посильнее - тоже что нибудь чуть больше шестидесяточки рэ.

-Маленький кайтик 8-10 м.кв на штормовые ветра- ещё 40-50 килорублей. Верхний диапазон в погодных условиях пока что 15 м.с, так что меньшая площадь кайта будет уже не столь необходима.

- Ну и доска - либо не самая дешевая "дверь", желательно - две,(60-70 к.руб) либо самый не дешевый кастомный рейсовый директ - цену затруднились назвать даже старые матёрые волки на кайтовом рынке :-)
Ну либо- часы проведённые в мастерской за вдыханием паров эпоксидки и стекла с неособо пока понятным результатом.

Вот она цена конкурентноспособного учася в летнем кайтовом курс-рейсе в его нынешнем формате.
Много остаётся желающих погоняться?
Нет, я вовсе не за то чтобы "любая кухарка могла управлять государством". От прогресса и стоимости матчасти в парусном спорте вряд ли удастся сильно уйти.
Более того, мне лично оособо большого труда, пожалуй, не составит заполучить всё необходимое для себя на "весьма выгодных условиях".
Но уж очень бы не хотелось, чтобы так хорошо всё начавшееся, свелось к банальной битве кошельков десятка даже не самих спортсменов, а их спонсоров.
Гонка вооружений тут намечается нешуточная.



Пути решения вопроса

- заинтересованность наших российских производителей сделать конкурентноспособную матчасть по цене, как говорится, ниже западных аналогов. Это, кстати, тоже будет возможно при достаточной массовости данного вида, а не просто при бодании за призовой фонд, из года в год десятка пофиков.

- Деление на классы: ну к примеру: клас парафойлов и класс балонников. Возможно и деление директы- твинтипы. Ни кто же не пытается зимой устроить в гонках общий зачёт между сноубордами и лыжами. Тут тоже разница не менее очевидна.

-Ну или привычные в парусном спорте ограничения: По максимальной площади кайта, по размерам доски, по ветровому минимуму для гонок.

-Возможно это будет что нибудь навроде свободного класса, где допустимо всё. И параллельно существующего какого-нибудь более бюджетного класса с какими-нибудь из приведённых выше ограничениями, чтобы не только профики, имеющие свободный доступ к ресурсам производителей могли там состязаться, но и "простые смертные".

-Ещё как вариант - изменение гоночной дистанции, так чтобы сгладить различия в характеристиках между разными типами кайтов и досок....
Много ещё чего может в светлые головы прийти.
Тут уж - поле для творчества в будущем всевозможных организаторов, федераций, и прочих подобных структур, регулирующих правила и условия проведения соревнований.

Но очень бы не хотелось, чтобы основной козырь новой дисциплины- массовость участников, утонул в банальной битве за победу любым средствами.

Простите, братья, ежели чего не так сказал, но в нашем возрасте битву за результат любой ценой, сторонником которой я вобщем-то никогда и не был, уже значительно перетягивают другие, "более вечные ценности." :-)

Думаю, что не только я так считаю...



Аминь, постскриптум

В последний день перед отлётом из Анапы, пришел южак. Ветер с юга, т.е, с силой метров 12-15 и с большой волной....
Не буду марать ещё десяток страниц соплями и восторгами, но вид единственного кайтера, летающего по этим волнам на девяточке и маленькой вейв-директ-дощечке перевесил все впечатления от предыдущих гонок...

Сам бы, чёрт побери, плюнул на всё и полез бы туда, если бы не перспектива грузиться в самолёт на следующее утро с мокрым снаряжением и с жёстким перевесом...
Так что- вряд ли я буду покупать 19-е сильверы и строить гигантские рейс-доски....
Благо маленький волновой директик у меня уже есть (кстати - снимается с продажи БУ оборудования :-) )...
Осталось только прикупить кайт "семёрочку" и постараться свалить туда где случается это чудо, так легко именуемое в русском языке коротким словом "ВОЛНА"....

 

Владимир Захаров

kitensk.com

 

У Вас недостаточно прав для добавления комментариев.
Возможно, вам необходимо зарегистрироваться на сайте.

< Пред.   След. >