(351) 248-98-15
 369632808
sms
 

Татьяна Сысоева: унесенная ветром

Версия для печати
18.02.2009

Восьмое небо, №1 

Image

Челябинская спортсменка снялась в первом российском видео о кайтинге

Для многих ветер лишь неприятное погодное явление. Расстраиваясь из-за растрепанной прически, разбросанных бумаг, сетуя на ураган, стерший с лица земли целый город, мы и не задумываемся о том, что для кого-то синхронное с движением воздушных масс существование является величайшим удовольствием. В мире существует удивительное явление, объединяющее человека и мощную стихию. Это кайтинг.

 

 

Спортсменка Татьяна Сысоева не мыслит себя без ветра. Став призером первенства России, создав единственный в Челябинске кайт-клуб, она по-прежнему ждет ветреной погоды, чтобы запустить в небо змея и ощутить чувство полета. Сегодня Татьяна готовится к международным соревнованиям во Франции и вместе со всеми райдерами России ожидает премьеры первого отечественного фильма о кайтинге «Super nova» , в съемках которого она принимала непосредственное участие.

 

— Татьяна, в ноябре Челябинск увидит премьеру фильма о кайтинге. О чем он и где его можно будет посмотреть?

 

— Картина снималась около месяца. За это время мы посетили множество городов. Казань — Набережные Челны — Уфа — Иркутск — Красноярск — Новосибирск — Челябинск — вот маршрут, проделанный нами в рамках съемок. Каждый регион показал свои лучшие споты. Параллельно мы снимали трюки, делились опытом с местными райдерами. В Уфе мы катались на рельефе, в Новосибирске — на водохранилище, в Иркутске, естественно, — на Байкале. Это первое российское видео такого масштаба, посвященное кайтингу. В настоящее время ведется монтаж ленты в Перми.  Премьера пройдет в одном из спорт-баров Челябинска. Там же можно будет приобрести и диск с первым видео о российском сноукайт-фристайле.

О себе…

 

— Значит, Вы теперь не только известная спортсменка, но и  начинающая кинозвезда. Расскажите, почему Вы решили заняться кайтингом.

 

— С 12 лет я занималась в яхт-клубе «Спинч». В свое время мой папа и его товарищи строили  его «с нуля». Так получилось, что мы с друзьями были последним поколением детей этого яхт-клуба. Лет пять шли тренировки, соревнования. Потом по различным причинам клуб потихоньку развалился, очень жаль… Однажды на Шершнях катался Андрей Васильев, основатель движения кайтеров в Челябинске. Мы с друзьями увидели его с другого берега. Нам очень понравилось это зрелище. Я вспомнила, как у нас с братом были попытки смастерить своего змея, но ничего из этого так и не получилось. Потом мы с другом пробовали сделать кайт из старых зонтов, веревок и палок, которые валялись на берегу. Однако ничего не получилось. Позже он приобрел змея. С этого, можно сказать, все и началось. Когда я впервые увидела кайт, он сразу зацепил меня. Это очень красиво. Кайтинг был для меня чем-то новым и интересным.

 

— Когда Вы поняли, что кайтинг для Вас стал чем-то большим, чем хобби?

 

— Я не могу сказать, что он когда-то был для меня хобби. Кайтинг изначально был для меня тем, чем хотелось заниматься, несмотря на какие-то другие дела. Ничего более интересного я не находила. Например, катание на сноуборде по трассам, участие в соревнованиях порядком поднадоели, хотя были некоторые успехи. И в итоге прогресс остановился, наступил предел, когда стало страшно выполнять более сложные трюки и прыгать с  больших трамплинов. С кайтингом все совсем по-другому: завораживает ветер.

О ветре…

 

— Раз уж Вы заговорили о ветре, расскажите, что он для Вас значит. Какие у вас взаимоотношения?

 

— Мы точно не враги и не соперники. Ветер — это что-то очень сильное и могучее. Даже если он дует слабо, я все равно ощущаю его мощь. И не скрою, что во время катания нередко с ним разговариваю: «Ну, давай еще немножко, вот-вот, то, что надо». А после удачного катального дня с хорошим ветром, я говорю ему: «Спасибо». Такова философия кайтинга: «Дует — катаешься, не дует — не катаешься».

 

— Боялись ли Вы не справиться с ветром? Ведь любой экстремальный спорт сопряжен с риском, и кайтинг не исключение…

 

— Сразу не припомню. Бывает, конечно, страшно, когда что-нибудь выходит из-под контроля, и создается действительно экстремальная ситуация. Обычно я управляю кайтом, а не он мной. Он ведет себя так, как нужно мне. Но бывают сложные ситуации, связанные, например, с погодными условиями, когда контролировать процесс становится очень сложно. Однажды мы катались в Уфе на рельефе. Ветер был очень рваный. Страшно, когда тебя выбрасывает метров на шесть, а потом резко пропадает ветер — и ты падаешь камнем вниз... Там было очень много снега, поэтому обошлось без травм. Хотя и такой сложной ситуацией можно управлять. Чтобы удачно приземлиться, нужно лишь правильно повернуть кайт. А вообще, страшно бывает и дорогу по «зебре» переходить.

 

— Не возникало ли у Вас мысли бросить кайтинг?

 

— Нет. Мои амбиции не настолько велики, чтобы расстраиваться из-за неудач. Я не стану, например, делать опасные и глупые трюки, если они грозят мне травмой. Кайтинг поэтому вызывает у меня только положительные эмоции. И желания заняться чем-нибудь другим тоже не возникало.

О рельефе…

 

Image
— Почему Вы предпочитаете именно сноукайтинг? Ведь существуют еще кайтсерфинг и лендкайтинг. Пробовали ли Вы этим заниматься?

 

— Да. Этим летом я научилась делать на воде практически все, что делаю зимой на снегу. Однако мне показалось это менее интересным. Лендкайтинг вообще не по мне. Не хочется падать на асфальт. У нас есть все необходимое оборудование для лендкайтинга, но что-то не срастается. Мы не можем найти подходящее место. Недавно, например, ездили на Шершни, но поле там не ровное.

 

— А какой объект для катания самый любимый?

 

— Это, прежде всего, рельеф. На рельефе больше возможностей и разнообразия. Это лучшее, что есть в сноукайтинге! Как у нас говорят: «Плоскотня, она и есть плоскотня, хоть в Челябинске, хоть в Питере, хоть где». Первый раз на рельефе я каталась в полном одиночестве, в районе озера  Банное. Там в это время проходил небезызвестный фестиваль БГВ (Большие гонки журнала «Выбирай»). Мы приехали туда с друзьями на несколько дней. Пока они катались в парке, я покоряла находящиеся неподалеку холмы.  Тогда я впервые ехала с кайтом в гору. Это было очень круто. А заехав наверх, и увидев открывшуюся панораму, я  удивилась тому, насколько безграничен кайтинг в своих возможностях.  На мой взгляд, катание в горах — лучшее, что может быть. Ну и родные Шершни, где всегда хочется кататься. Любимых мест у меня много. Например, мне нравится Тольятти, «Жигулевское море» (водохранилище, — прим. авт.) с очень ровным ветром. Финский залив — тоже интересный объект. 

 

— Есть ли места, где Вам хотелось бы покататься, но пока не приходилось?

 

— Мне бы очень хотелось покататься в Норвегии и Канаде. Меня привлекает горный рельеф. Все последние зарубежные фильмы, посвященные кайтингу, снимались именно в Норвегии.

О клубе…

 

— Тем не менее, некоторые кайтеры считают, что суровые условия уральского климата  не способствуют развитию кайтинга здесь. Сильно ли Челябинск уступает Норвегии?

 

— Нет. У нас отличные условия! Пожалуй, самые лучшие в стране. Пермь, Екатеринбург и Челябинск — самые перспективные города в этом отношении. Занятиям кайтингом способствует наша затяжная зима, которая рано начинается и поздно кончается, к тому же всегда есть ветер. В Москве, например, уже вторую зиму практически не замерзают озера. В Петербурге почти нет снега зимой. У нас с этим, к счастью, все в порядке.

 

— Почему же тогда кайтинг не идет в широкие массы на Урале?

 

— Ни в одном регионе кайтинг не характеризуется массовостью. Я думаю, что на сегодняшний день в Челябинске процент кайтеров больше, чем, к примеру, в Москве. В столице спорт приобретает масштабность лишь из-за огромного населения. Российский кайтинг движется в правильном направлении. И ему пока есть к чему стремиться. Масштабность придет, если государство начнет продвигать спорт в массы. Чтобы развить кайтинг, необходимо привлечь к нему внимание молодежи. А молодые люди часто не могут позволить себе приобрести дорогостоящее оборудование.

 

— И все же Вам удалось объединить челябинских райдеров. Вы руководите единственным в городе кайт-клубом «East coast»…

 

— У меня большой опыт  участия в соревнованиях. Я часто езжу по всей России, много общаюсь с руководителями кайт-клубов других городов, смотрю, как все организованно у них, и решаю, как сделать лучше у нас. Что-то получается, что-то нет. Я занимаюсь тем же чем и раньше, просто прибавилось ответственности. Надо постоянно думать о дальнейшем развитии, ведь хочется, чтобы все было хорошо и все получалось.

 

— Что означает название клуба?

 

— «East-coast» в переводе означает «восточный берег». На Урале именно восточные берега, в связи с преобладанием западных направлений ветра, являются наиболее удобными для занятий кайтингом. Летом мы катаемся на восточном берегу озера Калды, а зимой станция распологается в здании гребной школы (поселок АМЗ, восточный берег Шершней). Создание кайт-клуба было обусловлено реальной потребностью. Мы решили, что в Челябинской области должна быть хотя бы одна такая организация. Ведь людям это интересно. Они нуждаются в информации, где-то им нужно находить инструкторов, получать советы по оборудованию. Было несколько трагичных случаев, ставших результатом самообучения. Наконец, если ты катаешься сам, и тебе это нравится, почему бы не привлекать людей в этот спорт? Несколько лет подряд мы с друзьями вместе ездили на соревнования, организовывали свои мероприятия. Со временем назрела необходимость создания кайт-клуба. Для начала решили разработать сайт, придумали название, дизайн. Так в январе 2008 года появился «East-coast». Сейчас клуб держится на энтузиазме: кто-то администрирует сайт, кто-то обучает людей.

Об обучении…

 

— Сложно ли научиться кататься на кайте?

 

— Кто-то все схватывает быстро, кому-то обучение дается тяжелее. Но потерять приобретенные навыки практически невозможно. Первые занятия проводятся на пляже. Сначала необходимо освоить теоретическую часть и пробовать управлять кайтом, стоя на земле. И конечно, самое главное — понять основы безопасности: не стараться «прыгнуть выше  головы», осознавать свои возможности. Тогда вероятность получения травм сводится к минимуму. Самостоятельно кататься получится уже через восемь часов обучения. Опыт катания на сноуборде или занятий виндсерфингом сокращает время тренировок. Стоимость 1 часа занятий с инструктором — от 700 до 1000 рублей, прокат оборудования — 700 рублей за час.  Чем больше Вы будете заниматься, тем быстрее освоите различные техники катания.

 

— Как Вы относитесь к «виртуальным» школам кайтинга? Возможно ли научиться кататься по самоучителю и насколько это опасно?

 

— Мне известны два учебника по кайтингу: «Учебное пособие начинающему кайтеру» Захарова и «Первые шаги в зимнем кайтинге» Токарева. Оба они, по моему мнению, сделаны очень качественно. Эти учебники полезны как вспомогательный материал. Они могут помочь сократить срок обучения. Но в любом случае нужен инструктор. Такое обучение и быстрее, и безопаснее.

О планах…

 

— Если говорить о челябинском кайтинге, есть ли у него будущее?

 

— Я надеюсь, что все будет хорошо! Народ прибывает в наши ряды. Есть надежда на инвестиции государства в развитие спорта и на крупные соревнования. Я буду продвигать клуб. Пока это мое главное дело.

 

— Поделитесь своими ближайшими планами.

 

— Мы вместе ребятами из команды Ozone с нетерпением ожидаем соревнований во Франции, которые будут проходить с 10 по 17 января. В них примут участие сильнейшие райдеры со всего мира. Надеюсь, что будет и женский зачет. Ozone Team Russia планирует не только участвовать в соревнованиях, где у нас, кстати, неплохие шансы, но и покататься на одном из лучших рельефных спотов мира.

 

— Что ж, желаем Вам в этом успехов. Напоследок, как лучшая девушка-сноукайтер России, посоветуйте, что нужно кайтеру, чтобы стать чемпионом?

 

 — Желание и много времени. Необходимо участвовать во всех возможных соревнованиях, набираться опыта. Важно уметь учиться у тех, кто катается лучше тебя.

 

Наталья Данилина

 

У Вас недостаточно прав для добавления комментариев.
Возможно, вам необходимо зарегистрироваться на сайте.

< Пред.   След. >